Неперехваченное исключение

Ошибка (Exception): Incorrect usage/placement of 'SQL_CACHE' in query: (SELECT SQL_CACHE `r`.`event_id` FROM `cms_stat_events_urls` `u` INNER JOIN `cms_stat_events_rel` `r` ON `r`.`metaevent_id` = `u`.`event_id` WHERE `u`.`page_id` = 453) UNION DISTINCT (SELECT SQL_CACHE `event_id` FROM `cms_stat_events_urls` WHERE `page_id` = 453)

Показать отладочную информацию

Поддержка пользователей UMI.CMS
www.umi-cms.ru/support


Notice: Constant CURRENT_WORKING_DIR already defined in /home/yuydi/yuydi.ru/docs/errors/exception.php on line 133
ЮЙДИ Менеджмент & Консалтинг. Проект «Создание инфраструктуры для организации экспорта сибирского зерна в КНР» – реализация сельскохозяйственного потенциала в рамках национального приоритета подъёма Сибири.
+7 495 222 62 84
  • Хороший советник
    лучше любого богатства Сократ (469-399 до н. э.)
  • Главная
  • Компания
  • Прямая речь
  • Проект «Создание инфраструктуры для организации экспорта сибирского зерна в КНР» – реализация сельскохозяйственного потенциала в рамках национального приоритета подъёма Сибири

Проект «Создание инфраструктуры для организации экспорта сибирского зерна в КНР» – реализация сельскохозяйственного потенциала в рамках национального приоритета подъёма Сибири.

Карен Овсепян Старший партнер

«Подъём Сибири и Дальнего Востока. Это наш национальный приоритет на весь XXI век.»

«Мы уже приняли решение по льготной ставке налога на прибыль и ряду других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке. Считаю целесообразным распространить этот режим на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и Республику Хакасия.»
«Кроме того, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт.»

Из послания Президента РФ В.В. Путина к Федеральному собранию.

 

Производство продовольствия, как и большинство отраслей, может быть ориентировано на внутренний и экспортные рынки, и Сибирь здесь не исключение. При этом на емкость внутреннего рынка в первую очередь влияет численность населения, а на огромной территории Сибири и Дальнего Востока она не значительная, а экспортные рынки продовольствия для Сибири были недоступны по трем основным причинам:

- отсутствие экспортной инфраструктуры;

- политические ограничения (до недавнего времени);

- и отсутствие самого предмета экспорта – продовольствия (причина – «нет спроса, нет предложения»).

Но время шло и ситуация менялась, начался так называемый исторический «разворот России лицом к Азии». А в рамках визита (март 2013) Председателя КНР Си Цзиньпина в РФ был подписан исторический и долгожданный документ между Россией и КНР – Фитосанитарное соглашение. И впервые за 15 лет Китай взял курс на снятие ограничений по ввозу российского зерна.

В связи с этим активное развитие получила тема экспорта Сибирского зерна в КНР и страны АТР, особенно на фоне возрастающих потребностей в импорте. И здесь уместно вспомнить уже глобальных факторах, и предпосылках. Так, на территориях стран АТР уже сегодня проживает 4,6 млрд. человек. А к 2025 году число жителей планеты возрастет по различным оценкам до 8,1 млрд. человек и опять же по различным оценкам нехватка зерна оставит без необходимой нормы продовольствия от 1,4 до 2 млрд. человек.

И здесь потенциал России, как мирового игрока на рынке производства и экспорта продовольствия огромный. Площадь сельскохозяйственных угодий в России составляет более 220 млн. га (в среднем под зерновые засевается около 45 млн. га), а потенциал земель за уральским хребтом может прокормить до 1,5 млрд. человек.

*Средний объем российского экспорта зерна составляет около 20 млн. тонн в год, в США около 130 млн. тонн в год. При этом только импорт Японии в среднем составляет 20 млн. тонн в год.

 

Но эти внушительные цифры «по потенциалу» необходимо рассматривать через призму эффективной логистики – потому что себестоимость продукта с учетом доставки до потребителя должна быть конкурентоспособной, особенно учитывая такую особенность продовольственного экспорта (и в первую очередь экспорта зерна), как значительные объемы перевозки и расстояния перевозки.

С учетом данных факторов основным экспортным рынком для производителей Сибири становится один из крупнейших и перспективнейших продовольственных рынков – это рынок Китая, у которого наблюдается негативные тренды с самообеспечением продовольствием, в том числе устойчивое падение первичного сельхозпроизводства. Причина – значительное ежегодное выбытие пашен (опустынивание, засаливание и различные загрязнения почвы, изъятие земель в рамках масштабных урабанизационных проектов и даже недоступность воды и, конечно, сверхинтенсивное земледелие). Доля импортного зерна в составе кормов достигает: по официальной статистике – 30%, по не официальным данным – 60%. Как следствие – высокая себестоимость кормов и себестоимость производства мяса (почти в два раза выше, чем в аналогичных хозяйствах в РФ).

При этом годовое потребление мяса в Китае составляет около 72 млн. тонн (это 50-55 кг на человека в год, при средневзвешенном медицинском нормативе 82 кг), из них 65 млн. тонн это свинина и птица, производства прямо зависимые от кормов. Кстати производство и потребление говядины и баранины также ограничено, и связано это с его высокой себестоимостью, а она с необходимостью выделения больших земельных массивов под пастбища.

 

И если политические барьеры сняты, а при наличии адекватного по цене спроса производство продовольствия подтянется, то проблемы экспортной инфраструктуры, и инфраструктуры по приемке, подработке, эффективному хранению и отгрузке зерна не решены.

По данным Министерства сельского хозяйства оценочный объем соответствующих нормам элеваторных мощностей составляет около 35 млн. тонн единовременного хранения (это при урожаях от 80-90 млн. тонн). При этом, по данным Росстата, общая емкость мощностей по хранению зерна в России превышает 120 млн. тонн, но это включая напольные и прочие хранилища производителей зерна которые не предусмотрены для сохранения зерна. Основная элеваторная инфраструктура создавалась при СССР в 50–70 годы двадцатого века, а текущий износ основных средств и оборудования в среднем составляет 80%. В Сибири проблемы возникают даже с размещением зерна государственного резерва и интервенционного фонда РФ – так как отсутствуют соответствующие современным требованиям элеваторы по причине морального и физического износа.

 

Но вернемся к проекту, о котором хотелось вам рассказать – это Проект «Создание инфраструктуры для организации экспорта сибирского зерна в КНР»:

1) Первое направление, это «Создание транзитно-карантинного элеватора (терминала) по перевалке сибирского зерна из железнодорожных вагонов на территории Автономного региона Внутренняя Монголия». Объем перевалки в рамках перовой очереди проекта 8 млн. тонн в год.

2) Второе направление, это «Создание логистической (элеваторной) инфраструктуры накопления и экспорта сибирского зерна в Сибирском федеральном округе». Емкость единовременного хранения в рамках первой очереди проекта 5 млн. тонн (27 линейных элеваторов).

 

Заявленные Проектом цели понятны, достижимы и что важно достойны:

1. Это создание условий для развития субъектами СФО коммерчески перспективного, экспортоориентированного рынка производства зерна, зерновой логистики и зернотрейдинга. И устойчивого развития сельскохозяйственного комплекса и сельских территорий СФО.

2. Снятие ограничения с «экспортной логистикой», как в части издержек, так и непосредственно перевалки зерна, связанного с разной шириной железнодорожной колеи и емкости вагонов по стандартам РФ и КНР, исключающим сквозной транзит вагонов.

3. Создание логистической (элеваторной) инфраструктуры накопления и экспорта Сибирского зерна в КНР и страны АТР.

 

Немного о Возможностях и преимуществах Проекта:

С учетом описанного выше переоценить стратегическое положение и важность Проекта для развития продовольственного экспорта сложно, а с учетом членства в ВТО России придется планомерно отказываться от льгот на железнодорожные перевозки зерна и ключевым конкурентным преимуществом «экспортного канала» будет становиться минимальное расстояние «поле – накопительный элеватор – экспортный элеватор». И создание терминала по перевалке сибирского зерна из железнодорожных вагонов на территории Автономного региона Внутренняя Монголия имеет в этом смысле уникальные конкурентные преимущества, в том числе по сравнению с дальневосточными портовыми терминалами. Предлагаемый терминал ближе на 2 тыс. км по суше, чем порты ДВО, отсутствует морское плечо в несколько тысяч миль, и отсутствуют две перевалки зерна (с железнодорожных вагонов в корабли и обратно из кораблей в железнодорожные вагоны в КНР).

Также важным преимуществом Проекта является возможность решения проблемы существующей низкой пропускной способности железнодорожной инфраструктуры Транссибирской железнодорожной магистрали. Проблема снимается за счет равномерного (круглогодичного) вывоза зерна с территории РФ, а сезонное накопление зерна осуществляется на элеваторах (т.н. линейные элеваторы), создаваемых в рамках Проекта  или партнерских элеваторах.

Объем производства зерновых в СФО в среднем составляет 13-17 млн. тонн в год. Площадь сельскохозяйственных угодий 47 млн. га, из них на пашню приходится 23 млн. га, в 2013 года под посевы было задействовано всего 9,8 млн. га. А развитие агрономических технологий, в том числе  по причине отсутствия мотивации (спроса) остается на низком уровне, так как валовый сбор составляет 1,2-1,8 тонн с га, при том, что передовые хозяйства собирают более 3,5 тонн зерновых с га.

По оценкам экспертов при условии создания транзитного терминала (наличия экспортного спроса), экспортный потенциал СФО к 2020 году может значительно превысить  8 млн. тонн в год. При этом потребность КНР в Сибирском и Дальневосточном зерне к 2025-2030 году может достичь 50 млн. тонн в год (суммы в млрд. долл. даже называть не хочется – скажу лишь, что это примерно удвоение сельскохозяйственного производства СФО).

 

Проект сложный так как реализуется на территории двух стран (России и Китая) и почти всех субъектов Сибирского федерального округа. Затрагивает межгосударственные отношения, и вопросы продовольственной безопасности России и КНР. И для достижения намеченных целей требуются согласованные действия бизнеса, субъектов СФО и органов власти.

При этом являясь коммерческим по сути, он органично объединяет интересы сельхозпроизводителей СФО, государства и международного бизнеса. И становится одним из инструментов реализации государственных социальных, отраслевых программ, и Доктрины продовольственной безопасности России, так как развитие растениеводства простимулирует развитие всего агропромышленного комплекса СФО – включая животноводство и перерабатывающие отрасли и логистическую инфраструктуру. Простимулирует развитие многих отраслей (авто- и железнодорожные перевозки, машиностроение, сервис и др.) и социальных сфер, а также комплексное развитие сельских территорий.

А вновь открывшиеся возможности по созданию «агропромышленных особых экономических зон» дадут отечественным сельхозпроизводителям и инвесторам (резидентам таких зон) дополнительные доходы, а соответственно и стимулы для развития сельскохозяйственного производства.   

 

В заключении хочется сказать слова благодарности всем, кто поверил и поддержал Проект, всем участникам проектного пула!

И отдельные, искренние слова благодарности и почтения Главе Республики Хакасия, Председателю Правительства Республики Хакасия Виктору Михайловичу Зимину за личную поддержку, и государственно-стратегическое видение в процессе подготовки и продвижения Проекта!

© 2008 - 2017   ЮЙДИ

Вся информация и материалы, представленные на сайте www.yuydi.ru размещены с разрешения правообладателей, копирование, распространение и размещение на других сайтах без разрешения правообладателей запрещено.